Защита деловой репутации — как подать в суд за распространение порочащих сведений?

Деловая репутация формируется годами, являясь на рынке лицом компании, характеризующим успешный опыт взаимодействия потребителей и партнеров с ней. Негативная информация, распространяемая в любых источниках (статьях газет, сайтах-отзовиках, на YouTube) может привести к самым неблагоприятным последствиям:

  • К коллективному призыву, от потребителей, отказаться от покупки товаров или услуг определенного бренда;
  • Отказу контрагентов взаимодействовать с компанией, запятнавшей свою деловую репутацию;
  • Нездоровой информационной повестке в СМИ, социальных сетях и т.д.

В результате распространения недостоверных сведений, порочащих деловую репутацию, компания теряет клиентов и контрагентов, вследствие чего несет убытки, вынуждена тратить силы и средства, чтобы доказать, что информация о ней является ложной.

Согласитесь, обидно, когда репутация, над созданием которой много лет трудился не один человек, рушится в следствии действия третьих. Чтобы доказать, что порочащие сведения являются недостоверными и восстановить доброе имя, компании вынуждены обращаться в суд. Далее в статье мы расскажем о том, в каких случаях можно предъявить иск о защите деловой репутации и что для этого потребуется.

негативные отзывы в Интернете

Когда можно обратиться в суд с иском о защите деловой репутации предпринимателя и что считается нарушением?

Как указано в статье 152 ГК РФ, обстоятельствами, имеющими значение в данной категории дел, являются:

  • Факт распространения лицом сведений (например, написанный в интернете отзыв, выложенный видеоролик с негативной информацией).
  • Порочащий характер сведений (например, сообщается о том, что продукция компании опасна для жизни или индивидуальный предприниматель занимается обманом покупателей).
  • Несоответствие сведений действительности (сообщение о том, что продукция компании опасна для жизни).
  • Информация должна быть распространена о вас или вашей компании (ее продуктах, услугах).

Поэтому, прежде чем предъявлять требования о защите деловой репутации предпринимателя или юридического лица, необходимо понять действительно ли сведения, высказанные автором, являются недостоверными и порочащими.

Необходимо отметить, что мнения, убеждения, оценочные суждения, домыслы человека не могут быть предметом судебной проверки, так как их нельзя проверить на соответствие действительности. Однако, если они высказаны в явно оскорбительной форме, то это уже может повлечь правовые санкции для нарушителя.

В определении, какие именно сведения являются порочащими, заключается основная сложность дел о защите деловой репутации, так как категория субъективизма значительно затрудняет разрешение таких споров.

Защита деловой репутации юридических лиц — чем помогут юристы компании «Фортис Фэйбер»?

Юристы компании «Фортис Фэйбер» имеют большой опыт участия в спорах о защите деловой репутации предпринимателей и юридических лиц. Мы всегда готовы оказать вам квалифицированную юридическую помощь. Наши специалисты:

  • Проанализируют распространяемую о вашей компании информацию;
  • Дадут свое экспертное заключение о перспективе спора;
  • Соберут и правильно оформят необходимые доказательства для суда;
  • Подготовят исковое заявление;
  • Представят ваши интересы в суде.

Компания «Фортис Фэйбер» имеет опыт удаления порочащей информации в сети Интернет:

Досудебная претензия о защите деловой репутации

Сначала необходимо попытаться урегулировать возникшую ситуацию в досудебном порядке, если известен автор, который распространяет порочащие сведения. Для этого необходимо подготовить досудебную претензию о защите деловой репутации и отправить ее в адрес создателя контента, также можно связаться с ним по телефону или через социальные сети.

В претензии укажите свои реквизиты, опишите обстоятельства дела и что именно вы считаете нарушением ваших прав. Письменная претензия направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Помните, для споров данной категории досудебная претензия о защите деловой репутации не является обязательной, поэтому если вы не хотите пробовать в досудебном порядке решать сложившуюся ситуацию, то смело обращайтесь в суд с иском о защите деловой репутации.

Исковое заявление о защите деловой репутации. 

Бремя доказывания по исковым заявлениям о защите деловой репутации распределяется следующим образом: заявитель доказывает, что ответчик распространил порочащую информацию, а сам ответчик должен убедить суд, что информация является достоверной. Поэтому, прежде чем приступить к подготовке иска убедитесь, что вы зафиксировали, что ответчик распространил порочащие сведения. Только после этого можно приступать к написанию искового заявления, иначе после обращения в суд ответчик может удалить, изменить текст или видео, которое он выкладывал о вас. В таком случае доказать распространение порочащих сведений уже будет невозможно.

Если вы не можете выяснить, кто конкретно распространяет порочащие сведения, то в таких случаях законом предусмотрен особый порядок рассмотрения споров. В таком случае указывать ответчика не требуется.

В исковом заявлении должно содержатся следующее:

  1. Реквизиты суда.
  2. Реквизиты истца.
  3. Реквизиты ответчика.
  4. Описание обстоятельств при которых совершенно нарушение.
  5. Требование.

По указанным выше исковым заявлением можно требовать:

  1. Опровержения сведений порочащих деловую репутацию;
  2. Публикацию ответа в СМИ, которые распространяют порочащие сведения;
  3. Удаление порочащих сведений и пресечение их дальнейшего распространения;
  4. Признание информации несоответствующей действительности;

К исковому заявлению о защите деловой репутации необходим приложить документы, подтверждающие позицию истца и государственную пошлину. Копия искового заявления со всеми документами направляется ответчику. После чего исковое заявление о защите деловой репутации подается в суд. 

Услуги нашей компании

Составление иска в суд
Защита интересов в суде
Юридическое сопровождение бизнеса
Досудебное урегулирование споров
Защита авторских, смежных и исключительных прав

Если сведения распространили более 2 лет назад, могу ли я обратиться в суд?

Как указано в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда от 24.02.2005 года «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации» требование о защите деловой репутации является нематериальным благом, поэтому исковая давность распространяется только на случаи, специально оговоренные в законе.

Можно ли взыскать компенсацию за репутационный вред из-за порчи деловой репутации?

В соответствии с законодательством Российской Федерации юридическое лицо может просить только о возмещении убытков, которые явились следствием действия лиц распространяющих негативную информацию. Однако, как в последнее время указывают суды задача доказательства размера убытков и их возникновения является сложной. Поэтому постепенно вводится понятие взыскание компенсации за репутационный вред, так как для компании в связи с распространением порочащей информации наступают неблагоприятные последствия нематериального характера.

Поэтому в случае умаления репутации юридического лица оно вправе защищать свое право путем заявления требования о возмещении вреда, причиненного репутации юридического лица (п. 21 Обзора ВС РФ N 1).

Защита деловой репутации в сети Интернет

Защита деловой репутации в сети Интернет имеет свои особенности:

  • Быстрое распространение информации о юридическом лице или предпринимателе;
  • Формирование общественного мнения путем комментария под постом, видеороликом;
  • Наступление неблагоприятных последствий в считанные дни;
  • Зачастую не известен автор порочащего контента;
  • Администраторы сайтов не охотно удаляют недостоверную и порочащую информацию из сети Интернет в порядке досудебного урегулирования.

Поэтому защита деловой репутации в сети Интернет требует быстрой реакции и отлаженного порядка действий. Требованием по исковым заявлениям в данной категории споров всегда является удаление порочащей информации, так как она стала доступна неограниченного круг лиц.

Другие статьи

Ваш город: Москва