Маркировка рекламы в Интернете

Сентябрь 2023 года принес в нашу жизнь новые правила по маркировке рекламы в интернет и все бы ничего, если бы не крупные штрафы за ее отсутствие и большое количество вопросов о практике применения нового закона. В данной статье юристы по маркировке рекламы расскажут, в каком случае требуется маркировка рекламы и приведут конкретные примеры.

Помните, невозможно в одной статье описать все случай из жизни и объяснить, что в конкретном случае будет рекламой, а что нет. Поэтому если вы не знаете нужно ли маркировать вашу рекламу в интернете и не хотите получить штраф можете обратиться за консультацией к нашим юристам.

Маркировка рекламы в Интернете

Что делать если получил штраф за отсутствие маркировки рекламы?

Если вы уже получили штраф за отсутствие маркировки рекламы, не стоит тянуть время и пробовать решить проблему самостоятельно. Обратитесь к юристам, они проанализируют вашу ситуацию, помогут подготовить необходимые документы со всеми ссылками на действующее законодательство.

Нужна ли маркировка рекламы? Отвечаем на вопросы.

1. Маркировка рекламы на собственном сайте.  

Сайты, по мнению ФАС, предназначены для информирования покупателей об имеющихся товарах или оказываемых услугах. В каталоге обычно размещают информацию о цене и свойствах продаваемого товара на главной странице рассказывают об акциях, на других страницах факты о самой компании. Иными словами, потенциальный покупатель, заходя на сайт, может получить полную информацию о производителе (продавце) и предлагаемом к продаже товаре.

По мнению ФАС наполнение сайта носит не рекламный, а справочно — информационный характер, поэтому маркировка товаров, предлагаемых к продаже на собственном сайте не требуется. Однако, из каждого правила есть исключения, в данном вопросе исключение это закрепленные на сайте баннеры или видеовставки, которые привлекают внимание пользователя к конкретному товару и выделяют его из общей массы. Например, баннер закреплен на нескольких страницах сайта и рассказывает о сезонной акции на определённый вид сапог. Наглядный пример маркировки рекламы можно найти на сайте компании «МВИДЕО» или торгового центра «ЕРЕВАН ПЛАЗА». Закрепленные баннеры, выделяющиеся из общей массы, промаркированные по всем правилам.

2. Маркировка саморекламы.

Приведем пример, компания имеет группу ВКонтакте и чат в Telegram. На своих ресурсах компания выкладывает посты о товаре, который предлагает к продаже, своих акциях, а также об услугах, которые может оказать. Компания делает это с определенной периодичностью (например, два раза в неделю). Такие действия будут носить информационный характер. Поэтому рекламой это не является и не подлежит маркировке. Однако, изучая практику работы крупных компаний в социальной сети ВКонотакте, мы заметили различный подход к маркировке своих постов в социальных сетях. Например, «МАГНИТ» маркирует посты с товарами, а такие сети как «ПЯТЕРОЧКА», «ЛЕНТА», «ДИКСИ» этого не делают.

Аналогичная ситуация и для людей, которые продвигают личный бренд и занимаются саморекламой на сайтах и в социальных сетях. Если вы на своей странице выложили пост о своем выступлении в клубе указали время и дату, то такой пост не будет рекламой, так как вы проинформировали своих подписчиков. Но, тут важно оговориться, что существует тонкая грань. Если в этом посте вы указали, что в клубе действует система скидок, есть разнообразное меню, каждый четверг проходят веселые клубные мероприятия, то такой может быть признан рекламой и его необходимо промаркировать.

3. Маркировка рекламы ВКонтакте.

Представим ситуацию: вы владеете сообществом о жизни города в одной из популярных социальных сетей. Основная цель сообщества рассказывать гражданам о жизни города. В день выходит два поста, информацию в сообщество присылают подписчики.

Ситуация первая. Подписчик заметил, что на углу седьмой улицы открылась новая пиццерия и предложил новость, вы ее разместили. Это не реклама, так как вы сообщили, что в городе по информации от подписчика открыли новое место. Сам пост соответствует цели сообщества, никакого описания продаваемых товаров в нем нет.

Ситуация вторая. Новая пиццерия обратилась к вам, с просьбой разместить рекламу об ее открытии на углу седьмой улицы, естественно вам были предоставлены цены для указания в посте и промокоды для акции. В таком случае маркировка рекламы в ВК для сообщества является обязательной.

4. Требуется ли маркировать объявления о вакансиях.

Не имеет значения размещаете вы объявление о вакансии на своем или стороннем ресурсе за плату. Объявления о вакансии по общему правилу не маркируются, не смотря на присутствие логотипа и слогана компании работодателя.

5. Реклама на маркетплайсах.

Маркетплейс предназначен для размещения товаров и показа их пользователям. Если провести аналогию, то маркетплейсы сегодня напоминают рынки из 90 – ых годов, где была сосредоточена торговля различными товарами и покупатели могли выбирать. Сегодня рынки переехали в интернет и чтобы прийти на рынок достаточно кликнуть на сайт или скачать приложение.  Прежде всего маркетплейсы это информационное пространство, где тысячи продавцов предлагают к продаже множество товаров, а покупатель может выбрать любой понравившийся. Поэтому карточки товара это не реклама и маркировать их не требуется. Такой позиции придерживается ФАС и сегодня, орган уже подготовил законопроект, в котором говорится об этом. Но необходимо обратить внимание на баннеры, которые выпадают из общей логики каталога. Например баннеры, которые перекрывают весь сайт, следуют за пользователем, выделяют один товар из общей массы. Для наглядности можно зайти на сайты «ЯНДЕКС МАРКЕТ», «OZON».

6. Маркировка рекламы у блогеров и нативная реклама.

Статья 2 закона «О рекламе» не относит к рекламе упоминание о товаре или его продавце, которые органично встроены в разного рода произведения и не являются сведениями рекламного характера. Важным критерием в данном вопросе будет как встроен фрагмент с рассказом о товаре, услуге, бренде в само видео. Такой фрагмент должен являться частью основной сюжетной линии видеоролика, не должно быть яркого акцента на товар. Если приводить пример, то рассказ о встретившемся вам на улице необычном товаре в другой стране не будет рекламой, а вот если вы в другой стране посередине сюжета говорите, о том как устали ваши ноги от хождения по городу и рассказывает о чудо мази привезенной с собой специально из России, травы для которой собирают только на Алтае, то это уже реклама и тут потребуется маркировка.

Если брать блогеров, которые делают обзоры, то тут необходимо смотреть как подается материал, на что конкретно делается обзор и как он делается. Критерием для того, чтобы такой обзор не был рекламой, по мнению сотрудника ФАС является постоянство работы блогера в одной и той же тематике и объективность оценки представленного на обзор товара.

Услуги нашей компании

Защита интересов в суде
от 15000₽
Защита прав по товарным знакам и интеллектуальной собственности
от 25000₽
Досудебное урегулирование споров
от 20000₽
Юридическое сопровождение бизнеса
от 20000₽

7. Маркировка рекламы в Telegram.

Ситуация с маркировкой рекламы в мессенджере телеграм похоже на социальную сеть Вконтакте. Если вы размещаете саморекламу о самом себе или о своей организации, своих услугах в принадлежащем вам чате, то маркировать данные посты не нужно. А вот передача постов с описанием вашего товара, скидок, акции и прочего или ваших услуг для рекламы в сторонние чаты, предполагает маркировку.

8. Маркировка рекламы в Instagram.

Позиция ФАС о маркировке рекламы в запрещённой в России социальной сети инстаграм остаётся неизменной – закон о рекламе не распространяется на запрещенные социальные сети. Однако, Роскомнадзор говорит о том, что будет отслеживать рекламу, возможно привлечение к ответственности за отсутствие идентификатора и отчетности. Поэтому пока наблюдается плюрализм мнений.

9. Промокоды в игре.

По разъяснениям данным сотрудником ФАС, важно оценивать цель игры, в которой размещаются промокоды, если целью всей игры является получение промокода, то, в большинстве случаев, это не будет являться рекламой. В том случае, когда цель игры не связана непосредственно с получением промокода и он выдается как приятный бонус победителю, то в таком случае потребуется маркировка. Однако, каждый случай будет расцениваться надзорным органом индивидуально.

Вопрос, нужна ли маркировка рекламы в интернете в конкретном случае, будет актуальным долгое время, так как практика его применения только складывается. Невозможно учесть и описать все случай из жизни, когда требуется или не требуется маркировать рекламу.  Если у вас есть сомнения нужно ли маркировать рекламу в вашем случае, вы можете обратиться в юридическую компанию «Фортис Фэйбер» за консультацией.  Наши юристы по маркировке рекламы проанализируют вашу ситуацию и подберут верное решение опираясь на нормы права и практику применения закона.

Другие статьи

Ваш город: Москва